На главную
Назад

ИТОГИ РАБОТЫ СЛА МОСКВЫ В 2001 ГОДУ

По состоянию на 1 января 2002 года в МГС РОСТО зарегистрированы Московская городская СДЮСТШ СЛА и планеризма (МГ СДЮСТШ СЛА и П) и 11 общественных клубов и секций СЛА.

Это уже известные до 2001 года клубы: «Дельтаплан» МАИ, СКБ МГТУ ГА, «Вектор» ЗАО Компании «ПарААвис», «Альбатрос» МГТУ им. Н. Баумана, «Кондор» НБВК, «Спецпрограмма» ООО ГДСП и МВЗ им. М. Л.Миля.

В течение 2001 года проведена регистрация в МГС РОСТО следующих клубов СЛА: КДС МЭИ (руководитель Тарасенков С. В.), «Дистан» одноименного ООО (руководитель Шеленков С. В.), «Пилот» ООО «Комюнитрейд» (руководитель Тронин А. С.), Юношеский СТК СЛА ОСТО ЮВАО г. Москвы (руководитель Камзеев С. М.).

Ведется подготовка к регистрации в МГС РОСТО Клуба СЛА МИИТ (руководитель Камзеев С. М.), Секции СЛА «Вешняки» (руководитель Камзеев С. М.) и Секции СЛА в составе клуба «Связист» ЦТТ г. Сергиева Посада (руководитель Астахов М. Д.).

В связи с реорганизацией УФК СОК «Стрелец» в 2001 году прекратила существование секция СЛА при данном УФК (руководитель Ильин С. И.).

Вышел из структуры РОСТО в 2001 году клуб СЛА «Взлет» одноименного НПО, в связи с объединением его на правах филиала с клубом СЛА ВАТУ и переходом в ведение ВВС.

Работа МГ СДЮСТШ СЛА и П с 1999 г. приостановлена по причинам организационного и финансового характера.

Вне структуры МГС РОСТО в Москве работают клубы «Чайка» ММПП «Салют», «Пульсар» одноименного Молодежного объединения, ВАТУ (бывшая ВВИА имени Н. Е. Жуковского) и др.

Клубы СЛА Москвы объединены в Московское отделение ОФ СЛА России – Московскую федерацию СЛА (МФ СЛА).

Как показали проведенные в ноябре - декабре с.г. проверки клубов СЛА Москвы совместной комиссией МГС РОСТО и ОФ СЛА России, их организационно-правовой статус, учебно-материальная база, квалификация руководящего, инструкторского, летного, инженерно-технического состава и уровень подготовки спортсменов позволяют обеспечивать проектирование, изготовление и эксплуатацию СЛА, учебно-лётную, летно-методическую и спортивную работу, безопасность полётов. Ведущие клубы могут быть допущены к сертификации на годность к профессиональной деятельности в области СЛА в соответствии с требованиями «Положения о сертификации … » 1992 г.

По данным учетной регистрации и материалам проверок, в списках членов клубов и секций СЛА МГС РОСТО сейчас насчитывается 284 человека. Из них порядка 70-ти - общественных инструкторов и тренеров, 60-ти - руководителей полётов (в том числе прошедших подготовку на сборах в Центре АТ и ВПВС МГС РОСТО, сдавших зачёты и допущенных приказом председателя МГС РОСТО к руководству полетами СЛА в 2001 году на аэродромах РОСТО - 20 чел.), 50 судей различной квалификации. Материально-техническое оснащение: 85 дельтапланов и 36 дельталётов, 31 параплан и 6 мотопарапланов, 6 микросамолетов, 11 буксировочных лебёдок.

По дельтапланерному спорту в 2001 году сборная команда Москвы, сформированная из пилотов клубов МАИ, МЭИ и «Пульсар», участвовала в проходившем в Пятигорске 10 - 24 августа Открытом Чемпионате России. На участие команды в Чемпионате МГС РОСТО было выделено 7500 рублей.

На Чемпионате России наша команда в составе: А. Минский (6-е), В. Леуськов (17-е), Е. Рощина (21-е) и Б. Сыромятников (23-е место в личном зачете) заняла 2-е место.

На Чемпионате Мира по программе ВВИ в Испании лучший из российских пилотов Баженов Ю. Д. занял 70-е место из 147 участников.

Дельтапланерные УТС московских клубов СЛА в Крыму, на Северном Кавказе, на подмосковных аэродромах РОСТО проведены на личные средства спортсменов.

По спорту СЛА-мото на российских соревнованиях в 2001 году пилоты Москвы были представлены:

- на Кубке России по СЛА-мото – авиаралли СЛА «Волга – Волга» от Чебоксар – до Нижнекамска 22-31 августа экипажем С. Ситдиков – А. Ситдикова из клуба ВАТУ (7-е место в классе «Двухместные ДЛ») и пилотом М. Козьминым из клуба «Дистан» (1-е место в классе «Мотопарапланы»);

- на Чемпионате России по СЛА-мото в Чебоксарах 16 - 22 августа (1-й этап) и Нижнекамске 31 августа - 6 сентября (2-й этап) пилотом М. Козьминым из клуба «Дистан» (1-е место в классе «Мотопарапланы»). В командном региональном зачете М. Козьмин обеспечил Москве 8-е место из 9 регионов;

- на 3-м Кубке Евразии по СЛА-мото (класс «Мотопарапланы») в Омске, 5 - 12 августа, где в клубном зачете победил московский «Парамир», а в личном – И. Волков из «Вектора».

На Чемпионате Мира по программе ВВИ в Испании:

- экипаж Р. Шигапов (Москва) - В. Малышев (Казань) занял 11-е место из 26 участников в классе «Двухместные ДЛ» (33-е место из 73-х - в общем зачете по ультралайтам);

- пилоты «Парамира»: В. Макурин - 16-е, А. Богданов - 26-е, В. Дьяченко - 33-е и В. Бухтияров – 47-е место в классе «Мотопарапланы» из 50 участников.

За свой счёт проведены сборы дельталетчиков и мотопарапланеристов из клубов «Чайка», «Спецпрограмма», МАИ, «Вектор» и др. на подмосковных площадках СЛА и аэродромах РОСТО.

По парапланерному спорту в 2001 году проведен Открытый Чемпионат Москвы и Санкт-Петербурга (4 - 16 июля, Пятигорск) и обеспечено участие сборной команды Москвы в Чемпионате России (17 - 30 июля, Пятигорск). На участие команды в Чемпионате МГС РОСТО были выделены 4500 рублей.

В Чемпионате Москвы и Санкт-Петербурга участвовали 38 пилотов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Краснодара и других регионов России и Украины. Из московских пилотов сильнейшими были М. Петровский – 2-й и В. Матусевич – 3-й (оба из клуба МАИ). М. Петровский внес наибольший вклад в организацию и проведение Чемпионата.

На Чемпионате России наша команда, сформированная из пилотов клубов МАИ, «Вектор» и «Пульсар»: Н. Шорохова (1-е), А. Школина (13-е), В. Матусевича (19-е место в личном зачёте) и Петровского М. В., - заняла 2 место. Николай Шорохов стал чемпионом России 2001 года по парапланерному спорту. В числе лучших на Чемпионате были московские пилоты Р. Рысенко – 10-й, А. Тронин – 15-й, Д. Масленников – 16-й, О. Кушлевич – 17-й, Н. Волкова – 18-я, А. Кузнецов – 21-й. При выполнении тренировочного полета в один из дней Чемпионата погиб М. Петровский.

На Кубке Домбая, прошедшем в марте, было 10 команд. Команды московских клубов заняли места: "Extreme Style" – 1-е, МАИ - "Пульсар" – 3-е, "Дистан" – 6-е, "Парамир" - 8-е место.

На Чемпионате Мира по программе ВВИ в Испании Колодий А. И. занял 106-е, Шорохов Н. В. – 107-е место из 160 участников.

За свой счёт клубами СЛА Москвы проведено несколько парапланерных УТС в Подмосковье, Крыму и на Северном Кавказе.

По видам спорта СЛА среди детей и юношества работа в Москве в 2001 году проводилась подростковым клубом СЛА Молодежного объединения «Пульсар» во главе с руководителем объединения Фирсовым П. С.

В августе на дельтадроме Юца (город Пятигорск) юные пилоты «Пульсара» участвовали в 9-м Открытом детско-юношеском первенстве России и Содружества по видам спорта СЛА. В региональном командном зачете парапланеристы Москвы 1-й квалификационной группы («попрыгунчики») заняли из 11-ти 5-е место, 2-й группы («маршрутники») – из 10-ти - 4-е место. По дельтапланерному спорту была выставлена только московская команда, 1-е место в личном зачете занял И. Родченко.

Присвоение званий, разрядов и судейских категорий по видам спорта СЛА

Приказами председателя МГС РОСТО за период с 01.12.2000 по 30.11.2001 г. присвоены по СЛА:

- 1-й спортивный разряд - 2 чел. (Волкова Н. Н., Рысенко Р. Н.);

- 1-я судейская категория - 2 чел. (Гончарова Е. Н., Шпак А. И.).

Постановлениями Правления МГС РОСТО за тот же период присвоен разряд «КМС» - 3 чел. (Волкова Н. Н., Рысенко Р. Н., Шеленков С. В.).

Выполнены требования и нормативы МС:

по ПП Колодием А. И. на ЧМ по программе ВВИ в Испании;

по ПП Шороховым Н. В. (1-е место на Чемпионате России по ПП-спорту);

по МПП Козьминым М. В. дважды (1-ые места на Чемпионате и на Кубке России по СЛА-мото);

по МПП Волковым И. В. и Дьяченко В. В., соответственно 1-е и 2-е место на 3-м Кубке Евразии по СЛА-мото.

Выполнены нормативы МСМК:

по ПП Шороховым Н. В. на ЧМ по программе ВВИ в Испании.

На 10-м Международном Фестивале СЛА, прошедшем в г. Чебоксары 16 - 22 августа 2001 г., СЛА Москвы была представлена экипажем дельталета «Комета» в составе С. Ситдиков – А. Ситдикова из клуба ВАТУ (бывшая ВВИА имени Н. Е. Жуковского), а также пилотом-мотопарапланеристом М. Козьминым из клуба «Дистан».

Показательные выступления и выставки СЛА в 2001 г. силами московских клубов проведены: при праздновании Дня защитника Отечества на мотодроме «Курьяново» (февраль), при открытии финальных соревнований весенней и осенней Спартакиады допризывной молодежи на СОК «Москвич» (май и октябрь), на Международном авиакосмическом салоне в гор. Жуковский (август), при открытии Чемпионата России по высшему пилотажу на поршневых самолетах на аэр. Дракино (сентябрь) и др. Здесь наибольший вклад внесли клубы МИИТ, МАИ, «Дистан», «Чайка».

Работы по применению СЛА в народном хозяйстве в 2001 году достаточно интенсивно выполняли экипажи клубов МАИ, ВВИА и «Чайка» (Гришаткин Ю. Е., Ситдиков С. М., Наумов Н. В. и др.). Особо следует отметить полеты Киносяна Л. М. (МАИ) с аэродрома Дубровицы при определении путей эвакуации самолета "Ан-2" 2-го МГАК, совершившего вынужденную посадку в окрестностях г. Подольска.

Наиболее активно работали в 2000 году при подготовке и проведении всех мероприятий: председатель МФ СЛА Камзеев С. М. (тел. 284-24-07 р., 306-78-97 д.); Шорохов Н. В. («Вектор»); Петровский М. В., Леуськов В. П. (МАИ); Фирсов П.С. («Пульсар»); Шигапов Р. Р. («Чайка»).

Для производства полётов на моторных СЛА и безмоторных с применением СМС и аэробуксировки клубы СЛА Москвы интенсивно используют аэродромы РОСТО и других ведомств, а именно: Дракино, Коробчеево, Дубровицы, Алферьево и др.

Вынужденно, с целью обучения и облетов, выполняются несанкционированные полёты с различных площадок и склонов в ближайших окрестностях города и даже в городской черте. Например, в зимнее время на Строгинской пойме р. Москва, а также в любое время года в районе Петровских горок, Крылатского, Батыбино (Подольск) и др. Полёты на таких «дельтадромах» выполняются с нарушениями всех правил безопасности и требований документов по ИВП и ОрВД.

В 2001 г. МГС РОСТО во взаимодействии с МЗЦ ЕС ОрВД, Правительством Москвы, ОФ СЛА России и рядом клубов СЛА («Спецпрограмма», МАИ) предпринял определенные усилия по созданию районов для полетов СЛА в МВЗ, а также по оформлению площадок и разрешению на них полетов СЛА в черте г. Москвы. С этой целью отработаны проекты соответствующих документов, находящихся в настоящее время на рассмотрении и согласовании в компетентных органах.

Происшествия в СЛА Москвы в 2001 году

Парапланерное происшествие с гибелью Петровского М. В. (МАИ) 21 июля, при выполнении им на горе Юца тренировочного полета на параплане «Джокер» собственной конструкции в один из незачетных дней Чемпионата России.

Парапланерное происшествие 23 сентября в районе Белоомута с гибелью А. Тюрина, обучавшегося и по декабрь 2000 года состоявшего в клубе «Вектор». На параплане «Корвет-30», не предназначенном для тандемных полетов, он оборудовал из подручных средств место для пассажира и с 12-летним сыном забуксировался на высоту 500 м. Не сумев вывести аппарат из глубокой спирали, на высоте 200 м ввел в действие спасательную систему. После ее штатного срабатывания произошло приводнение в р. Ока. Действиями товарищей А. Тюрин и его сын были извлечены из воды через 30-40 минут. Мальчик остался жив. Наряду с такими же, как А. Тюрин вольными пилотами в качестве водителя и оператора пассивной лебедки в проведении данных полетов участвовал пилот-инструктор клуба «Вектор» Ворошилов В. В.

Авария дельталета «Биман» борт № 400 на аэродроме Дубровицы в тот же день 23 сентября на пробеге после приземления (инструктор Прокудин А. Н.). На неровностях в конце ВПП после посадки с перелетом, при энергичном торможении произошло разрушение вилки переднего колеса. Дельталет на скорости около 50 км/ч опрокинулся на правый борт, в процессе движения по земле до остановки было серьезно повреждено крыло и разрушились лопасти винта. Экипаж не пострадал. Кроме неосторожных действий пилота способствовавшей аварии причиной, возможно, послужил КПН дельталета «Биман»: недостаточная прочность вилки переднего колеса при перетяжеленной носовой части мототелеги.

Дельталетные аварии также имели место среди «вольных художников» и в клубе СЛА МАИ при выполнении полетов на площадках в районе Звенигорода.

В. Лопатин,
Старший инструктор-пилот СЛА МГС РОСТО

С. Камзеев,
Председатель Московского отделения ОФ СЛА России