|
|
Как построить поляру парараплана
|
Измерения снижения
|
Горизонт
|
V м/с средн.снижен.
|
Качество
|
1,3
|
22
|
1,3
|
4,7
граница срыва |
1,0 1,1 1,0 1,2 1,2 1,2 1,2
|
23
|
1,13
|
5,7
|
1,0 1,0 1,0 1,2 1,1 1,1
|
24
|
1,07
|
6,2
|
0,9 0,8 0,8 1,0 1,1 1,0 1,1 1,1
|
25
|
0,98
|
7,1
|
1,0 1,1 1,0 0,8 0,8 0,8 0,9 0,9
1,0 1,0 1,0
|
28
|
0,94
|
8,3
|
1,0 1,1 1,1 1,0 1,0 1,0 1,0
1,2 1,2
|
34
|
1,07
|
8,8
отпущенные клеванты |
1,3 1,3 1,0 1,1 1,2 1,2 1,1
1,1 1,0
|
35
|
1,14
|
8,5
|
1,3 1,2
|
36
|
1,25
|
8
|
1,9 1,7 1,8 1,8 1,8 1,7 1,6
1,8 1,6
|
40
|
1,74
|
6,4
1-ая ступень акселератора |
1,6 1,6 1,8 1,8 1,7
|
41
|
1,70
|
6,7
|
1,8 1,6 1,9 1,5 1,6
|
42
|
1,68
|
6,9
|
1,9 1,9 1,9 1,8 1,9 2,0
|
43
|
1,9
|
6,3
|
1,9 1,9
|
44
|
1,9
|
6,4
|
2,3 2,3 2,5 2,6 2,4 2,2 2,1
2,2 2,2
|
46
|
2,31
|
5,5
|
3,3 3,1 3,0 3,1
|
50
|
3,13
|
4,4
|
3,1 2,9
|
51
|
3,0
|
4,7
2-ая ступень акселератора |
После усреднений моих записей (см. таблицу) я перенес точки на график.
Когда все пункты были нарисованы, они были соединены одной изогнутой линией. На этом построение поляры закончено, сделал первый шаг к ТОС.
Оптимальная скорость при горизонтальном ветре.
Прежде чем мы в плотную подойдем к ТОС, я бы хотел пройти по одной принципиальной и не мало важной выгоде скоростной поляры. Она показывает как с ее помощью можно оставаться долго на высоте и пользуясь направлением ветра и присутствующими нисходящими и восходящими потоками, далеко летать. Ошибкой в разнице между горизонтальной скоростью и скоростью полета по траектории я пренебрегаю, для большей простоты. Разница не значительная и это не сильно влияет на результат. На графике 2 мы видим 3 примера:
Оптимальный полет при вертикальных потоках
Для вычисления оптимальной скорости полета при вертикальных потоках, сдвигаемся по шкале скорости снижения при нисходящем потоке – вверх, при восходящем потоке - вниз. Приведем здесь два примера на графике 3.
Нисходящий поток движется со скоростью 3 м/с, а на приборе при легком торможении мы видим -4м/с (Vснижения: 1,07м/с). Но и в данной критической ситуации существует тоже оптимальная скорость полета. Она составляет 42 км/ч. Известным нам уже способом вычисляем качество и, к сожалению, получаем всего 2,5 единицы! Такое же качество было бы и при встречном ветре около 27 км/ч. Касательная из точки 3м/с, проходит через горизонтальную ось и пересекает ее в точке 27 км/ч (см. график 3). Но если бы летя на том же параплане мы не воспользовались бы акселератором, то при подсчете качества мы видим результат почти на 10% меньше, т.е. 2,3 единицы.
Теперь рассмотрим обратную ситуацию. Если воздушный поток будет поднимается со скоростью около 1 м/c, то качество становиться величиной бесконечной.
Графическая конструкция ТОС является довольно простой, но тем не менее основывается на математических расчетах. С помощью графика 4 мы видим к поляре проведены по касательной красные линии из разных пунктов. При отсутствии нисходящих и восходящих потоках оптимальная скорость 34 км/ч. А при нисходящем потоке 1 м/с оптимальная скорость будет 37 км/ч и такая же скорость будет оптимальной при встречном ветре 17 км/ч и т.д. Таким образом я могу составить небольшую табличку которую могу взять с собой в полет. И выглядела бы она следующим образом.
Нисходящий поток |
1 м/с
|
2 м/с
|
3 м/с
|
4 м/с
|
5 м/с
|
Встречный ветер |
17 км/ч
|
23 км/ч
|
27 км/ч
|
30 км/ч
|
32 км/ч
|
Скорость |
37 км/ч
|
40 км/ч
|
46 км/ч
|
48 км/ч
|
51 км/ч
|
Но все не так просто. Не редко бывает, когда при полете против ветра попадаешь еще и в нисходящий поток. Тогда нужна немного другая таблица. Я умышленно ее сокращу. Потому как такой точности при работе акселератора не получишь. По этому я буду отталкиваться от длинны хода акселератора. Так как у меня две ступеньки акселератора, то и писать я буду соответственно:
А так как в полете я пользуюсь прибором и GPS, то для простоты я напишу показания приборов которые я увижу. То есть к скорости нисходящего потока прибавиться скорость снижения моего параплана, а из горизонтальной скорости вычтется скорость ветра. Данные в этой таблице даны приблизительные и не претендуют на абсолютную точность.
И вот что у меня получилось:
Снижени / Путевая
|
32 км/ч
|
28 км/ч
|
23 км/ч
|
20 км/ч
|
- 1 м/с
|
0
|
1 - 1/2
|
1-1
|
2 - 1/2
|
- 2 м/с
|
1 - 1/2
|
1-1
|
2 - 1/2
|
2 - 1
|
- 3 м/с
|
1 - 1
|
2 - 1/2
|
2 - 1
|
2 - 1
|
- 4 м/с
|
2 - 1/2
|
2 - 1
|
2 - 1
|
2 - 1
|
- 5 м/с
|
2 - 1
|
2 - 1
|
2 - 1
|
2 - 1
|
Во всех остальных случаях, когда скорость снижения больше или путевая скорость меньше, я полностью выжимаю акселератор. При этом достигается оптимальная скорость. И на последок… Так как технические характеристики большинства парапланов стали похожи, то большинство пилотов сможет использовать эти данные для своего параплана. Хотя для более результативных полетов вам надо построить поляру именно вашего параплана и с учетом именно вашей загрузки.
Желаю вам интересных полетов и мягких посадок.
Тронин Александр
Руководитель paraclub.ru
|